alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы

Общие сведения

 

Институт оценки регулирующего воздействия является экономическим инструментом, структурированным в определенной системе процедур, позволяющим в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов рассмотреть максимально широкий спектр возможных регулятивных мер, оценить затраты и выгоды, как адресатов регулирования (субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности), так и бюджетов всех уровней, предложить наиболее эффективное решение, а также оценить его возможные последствия. Одним из важных элементов данной системы является процедура публичных консультаций.

 

Необходимость внедрения на региональном уровне процедур оценки регулирующего воздействия обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и нормативно закреплена в статье 26.3.3. Закона Российской Федерации № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

До 2014 г. внедрение ОРВ в регионах осуществлялось в инициативном порядке.

 

Московская область в 2012 году вошла в число «пилотных» регионов, внедривших институт оценки регулирующего воздействия в рамках реализации задач административной реформы в Московской области.

 

С 1 января 2014 г. проведение процедуры ОРВ в отношении проектов актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, осуществляется в обязательном порядке.

 

В это же время в Московской области началась пилотная апробация института оценки регулирующего воздействия на муниципальном уровне.

 

С 2014 года институт оценки регулирующего воздействия внедрен в деятельность отдельных органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области.

 

С июля 2016 года проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов Московской области осуществляется в 68 муниципальных образованиях.

 

ОРВ в Московской области осуществляется в следующих формах:

 

Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов

 

Процедура, в ходе которой анализируются проекты нормативных правовых актов с целью выявления в них положений, приводящих к избыточным административным и другим ограничениям в деятельности предпринимателей, а также к необоснованным расходам, как для бизнеса, так и для соответствующих региональных и местных бюджетов.

 

Процедура проведения ОРВ проектов нормативных правовых актов состоит из следующих этапов:

 

а) размещение уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта;

б) разработка проекта нормативного правового акта, составление сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта и проведение публичных консультаций;

в) подготовка уполномоченным органом заключения об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта.

 

Экспертиза нормативных правовых актов

 

Проводится в отношении действующих нормативных правовых актов и позволяет выявить в актах, принятых до внедрения процедуры ОРВ в Московской области, положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности.

 

Процедура проведения экспертизы действующих нормативных актов включает несколько стадий:

 

а) формирование плана экспертизы на основании поступивших предложений от заинтересованных лиц;

б) проведение публичного обсуждения акта;

в) подготовка заключения об экспертизе акта;

г) рассмотрение Комиссией по проведению административной реформы в Московской области заключения об экспертизе акта и принятие решения об отмене или изменении акта или отдельных его положений.

 

Оценка фактического воздействия (ОФВ)

 

Представляет собой основанный на фактах анализ того, насколько эффективно нормативные правовые акты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности достигают поставленных при их принятии целей, посредством анализа результатов ОРВ проекта акта и того эффекта, который повлекло принятие акта.

 

Процедура проведения ОФВ состоит из следующих этапов:

 

а) формирование плана проведения ОФВ на основании поступивших предложений от заинтересованных лиц;

б) подготовка отчета об ОФВ нормативного правового акта и его публичное обсуждение;

в) подготовка заключения об ОФВ;

г) рассмотрение Комиссией по проведению административной реформы в Московской области отчета об ОФВ и заключения об ОФВ и принятие решения об отмене или изменении акта или отдельных его положений.

 

Оценка фактического воздействия позволяет выявить взаимосвязь между целями принятия нормативного правового акта, результатами ОРВ и тем эффектом, который повлекло его принятие.

 

С 2017 года в Московской области проводится процедура оценки фактического воздействия нормативных правовых актов в Порядке, установленном постановлением Правительства Московской области от 13.11.2012 № 1449/40 «О введении в Московской области процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Московской области и экспертизы нормативных правовых актов Московской области».

 

Внедрение процедуры ОФВ обусловлено целью в будущем заменить процедуру проведения экспертизы НПА.